Диарею, которая развивается после приема антибиотиков нельзя назвать заболеванием. Скорее, это - преходящее состояние, характеризующееся появлением жидкого стула три раза (а иногда и более) в день как следствие предшествующего лечения бактериальной инфекции. Как правило, подобное состояние не является серьезной угрозой для здоровья, протекает легко, не требует дополнительного лечения и проходит в течение нескольких дней после прекращения приема антибиотиков. В то же время более серьезные случаи требуют непременной консультации врача, а также полного прекращения лечения антибактериальными препаратами или переключения на другие разновидности. Далее мы рассмотрим, как лечить диарею после антибиотиков, и в каких случаях это нужно делать.

Симптоматика

К наиболее частым симптомам относятся:

  • жидкий стул
  • учащенная перистальтика кишечника
  • дискомфорт и вздутие в животе.

Обычно диарея развивается через неделю после начала приема антибиотиков, а иногда не развивается вплоть до дней и недель, прошедших со дня отмены.

Клостридиум диффициле (C. difficile) является бактерией, которая продуцирует токсины и способствует развитию колита, связанного с приемом антибиотиков. Это происходит в том случае, когда прием антибиотиков приводит к нарушению баланса между бактериями, населяющими желудочно-кишечный тракт. Кроме жидкого стула, токсин-продуцирующие клостридии могут вызывать:

  • боль в нижней части живота
  • тошноту
  • лихорадку
  • потерю аппетита

При возникновении вышеперечисленных симптомов следует проконсультироваться у врача о дальнейшем плане лечебных мероприятий. Учитывая то, что данная картина симптомов является схожей для ряда желудочно-кишечных заболеваний, необходимо точно установить причину.

Причины поноса

Причины поноса
Причины диареи

Возникновение диареи после приема антибиотиков недостаточно объяснено. Однако чаще всего считается, что основная причина лежит в нарушении баланса микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Таким образом, условно-патогенные бактерии, чья деятельность в норме подавляется, в таких условиях способны активизироваться и приводить к патологическим последствиям.

Почти все антибиотики способны вызывать развитие диареи. И все же, к антибиотикам с наиболее высокой вероятностью развития подобного осложнения относят цефалоспорины и пенициллины.
Несмотря на то, что риск развития диареи существует у каждого пациента, принимающего антибиотики, наиболее частыми условиями развития подобного осложнения являются:

  • наличие диареи после приема антибактериальной терапии в анамнезе
  • прием антибиотиков в течение длительного времени
  • прием более чем одного курса антибиотиков.

Пожалуй, наиболее серьезным осложнением в случае диареи является развитие дегидратационного синдрома (обезвоживания). К симптомам, которые подтверждают данное состояние и, соответственно, требуют пристального внимания, относятся: сухость во рту, постоянная жажда, частичное или полное отсутствие мочеиспускания, общая слабость.

В случае легкой формы диарея проходит в течение нескольких дней после прекращения приема антибиотиков. Таким образом, врач может отменить прием антибиотиков, пока диарея не пройдет.

В тех случаях, если установленной причиной диареи является действие токсин-продуцирующих клостридий, то врач назначает антибиотики, которые помогут справиться с инфекцией. Однако в таком случае симптомы диареи могут со временем повториться, и потребуется дополнительный курс терапии.

Лечение диареи

Лечение диареи
Лечение поноса

В том случае, если вы принимаете антибиотики и у вас появились симптомы диареи, не нужно моментально бросать прием. Необходимо немедленно обратиться к врачу и сообщить о симптомах.
До встречи с врачом в качестве немедленных мер нужно:

  1. пить много воды и другой жидкости, чтобы возместить потерю воды организмом и предотвратить обезвоживание
  2. есть мягкую пищу, избегать острых и жирных блюд.

На приеме врач, скорее всего, спросит, когда начались симптомы, какого характера перистальтика, есть ли хронические заболевания желудочно-кишечного тракта в анамнезе и не было ли контакта с другими лицами, страдающими диареей. Это позволит правильно диагностировать состояния и выбрать тактику лечения.

В том случае, если прием антибиотиков закончился, и дополнительных симптомов не возникало (которые могли свидетельствовать о другом заболевании), лечение можно проводить и без привлечения врача.

Итак, давайте же разберемся, чем лечить диарею в домашних условиях:

  • Пить как можно больше жидкости.

Для того чтобы справиться с легкой потерей жидкости организмом, можно ограничить употреблением воды. Если возникла серьезная дегидратация, рекомендуется употребление напитков, содержащих сахар и соль. Для этого подойдет бульон или сок, разведенный водой. Необходимо избегать напитков, содержащих большое количество сахара, кофеин и алкоголь, в том числе кофе, чай, колу, так как они могут усугубить имеющиеся симптомы.

Иногда есть смысл использовать специальные регидратационные растворы, восстановления электролитного состава. Однако для их употребления желательна консультация с врачом.

  • Выбирать мягкую, легкоперевариваемую пищу

Это может быть яблочное пюре, бананы, рис. В то же время необходимо избегать таких продуктов, как бобовые, орехи, овощи. Как только симптомы исчезнут, можно будет вернуться к обычному рациону питания.

Некоторые микроорганизма активно помогают восстановить баланс микрофлоры кишечного тракта благодаря восстановлению количества “благоприятных” бактерий. Как правило, они продаются в виде капсул или жидкости, могут добавляться к пище, как, например, разные виды йогурта.

  • Применять антидиарейные средства.

Один из наиболее широко распространенных препаратов для этих целей - Лоперамид. Однако прежде чем принимать какие либо медикаменты с целью устранения симптомов диареи, необходимо проконсультироваться с врачом. Подобные препараты вовсе не являются “безобидными” и могут вызвать нарушение выведения токсинов из организма и привести к серьезным осложнениям.

Предупреждение

Предупреждение
Проконсультируйтесь со специалистом

Основными мерами профилактики развития диареи являются:

  • Применение антибиотиков строго по показаниям.

Назначением антибиотиков должен заниматься исключительно врач. Необходимо помнить, что антибиотики помогают в борьбе с бактериальными инфекциями, однако они беспомощны в борьбе с вирусами. Поэтому перед назначением очень важно правильно диагностировать заболевание.

  • При назначении антибиотиков необходимо поставить в известность врача о предшествующих случаях диареи.

Имеющиеся в анамнезе подобные реакции на антибактериальную терапию существенно увеличивают вероятность повторного возникновения данных симптомов. Врачу необходимо знать об этом, чтобы назначить правильное лечение и снизить риск возникновения диареи в дальнейшем.

  • Важно следить за гигиеной.

Если гигиенические мероприятия не выполняются или  нарушаются, то это ни в коем случае нельзя пропускать и обязательно нужно обратить внимание персонала на это.

Очень важно не забывать, что дегидратация является серьезной опасностью не только здоровью, но и жизни человека. Именно поэтому нужно отнестись внимательно к такому осложнению приема антибиотиков как диарея, поскольку она может иметь фатальные последствия.

Как можно быстрее определитесь с симптомами, и если возникли сомнения в том, что диарея вызвана антибиотиками, то непременно обратитесь за помощью к специалисту. Это необходимо сделать и в том случае, если вы все еще принимаете антибиотики. Ни в коем случае не отменяйте их самостоятельно и не пытайтесь лечиться чем-то новым. Ваш лечащий врач назначит альтернативное лечение при необходимости.

В том случае, если вы лечитесь в домашних условиях, нужно очень внимательно следить за водным балансом. И если вы чувствуете, что в течение нескольких дней состояние не улучшается (или наоборот ухудшается), ни в коем случае нельзя медлить с обращением к врачу.

Терапевт. Практикующий врач. Опыт работы — 9 лет.

Подробнее об авторах в разделе Редакция.